Эта опция сбросит домашнюю страницу этого сайта. Восстановление любых закрытых виджетов или категорий.

Сбросить

Косарецкий: дополнительному образованию нужны не стандарты, а гибкие рамки


Опубликованно 16.02.2017 06:25

Косарецкий: дополнительному образованию нужны не стандарты, а гибкие рамки

Вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты в России сравнительно недавно, но уже сейчас эксперты обсуждают, как разработать стандарты дошкольного образования и начальной школы, проблемы, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели, как результатов учащихся соответствует ожиданиям. О проблемах регулирования сферы дополнительного образования в преддверии открытия Четырнадцатой ежегодной конференции "тенденции развития образования", передает корреспондент РИА Новости заявил директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Сергей Kosaretsky.

- Сергей Геннадьевич, регулируется содержание дополнительного образования с образовательными стандартами?

— Сегодня в дополнительном образовании выделены общее и предпрофессиональное развивающих программ. В связи с дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области культуры, искусства и спорта, для них есть федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям их реализации.

И для программ общеразвивающих никаких федеральных государственных требований и федеральных государственных образовательных стандартов, похожие на те, что существуют в общем и дошкольном образовании.

- Отсутствие стандартов-это хорошо или плохо?

Большинство специалистов в системе дополнительного образования поддерживают позицию "хорошо". Считается, что отсутствие регулирования и контроля соответствует специфике дополнительного образования, которая очень изменчива и разнообразна по содержанию и меняется быстрее, чем любой другой существенной области. Это похоже на конкурентные преимущества дополнительного образования.

Сегодня, расширяя спектр программ дополнительного образования. Это, в общем, она рассматривается как платформа для разработки содержания и технологий непрерывного образования. В этой ситуации стандартный вид в той или иной форме может действовать как ограничитель, поскольку вносить изменения в стандарте (даже "мягкий"), является не просто.

Это потребует усилий по достижению консенсуса в образовательном сообществе, о запуске специального регулирования процедуры будет производить определенную встряску в системе, которая и так в последнее время участие в реализации комплекса организационных и экономических изменений. Наконец, это может быть "традиционные болезни" нашего образования — вал отчетности...

И есть те, кто считают, что "плохо"? Каковы их аргументы?

— Да, это. Некоторые эксперты считают, что мы должны создать основу для разработки требований. И еще несколько аргументов здесь.С одной стороны, вопрос о стандартах всегда ассоциируется с качеством. Современные стандарты в той или иной способ сформулировать требования к результатам освоения программы. Нет потребности, ограничивает или отрицает возможности контроля качества.

Действительно, в дополнительном образовании, в отличие от общих и профессиональных, сегодня нет таких инструментов контроля качества, как проведена окончательная экспертиза и мониторинг. И инструментов оценки, используемых учителями, достаточно слабо распространены.

Но если результат не фиксируется, это трудно для родителей, чтобы понять, что должно привести к разработке этой программы. Исследования показывают, что значительная часть родителей не выразили такого прагматизма в отношении дальнейшего образования, как в отношении общего, но есть группа семей, которые имеют такой запрос существует. По нашим оценкам, их доля будет расти, как занятия в системе дополнительного образования является важной частью бюджета времени детей, которые объективно ограничены, а активное участие родителей действительно заботит производительность его использования, правильный выбор.

Кроме того, мы знаем, что семьи достаточно активно платить за дополнительное образование, и им важно понимать, "что" они платят. Прозрачность в отношении качества и важных для государства, которое решает проблемы распределения бюджета и управления, поскольку показатели качества предоставления услуг используются при формировании государственных (муниципальных) заданий и показателей в оценке деятельности педагогов и учреждений дополнительного образования.

В дошкольном, общем и стандартов профессионального образования имеют непосредственное отношение к стандарты подготовки учителей. Какой квалификации преподавателей дополнительного образования?

— Дополнительного образования имеют свои собственные стандарты профессиональной подготовки и квалификации. Вместо образовательным стандартам, они основаны на усредненных результатах участия в конкурсах и олимпиадах, с одной стороны, или опросы родителей об их удовлетворенности другими. Но спорный вопрос о том, как эти показатели помогают решать проблемы управления.

Есть еще одно обстоятельство. Особенности регулирования образовательной важного содержания образования должен быть современным, соответствующим актуальным и во многом перспективные компании, технологии.

В дискуссии сегодня часто звучит тезис об архаичности некоторых программ и инноваций других. А какие причины у нас есть для этой оценки? Сегодня много говорят о необходимости сосредоточиться на образование навыков XXI века. Должны ли мы применять такой подход к дополнительному образованию, всерьез обсуждать то, что вам нужно развивать навыки, в какой степени, в сочетании с любой стороны? Во время дискуссии о содержании и вектор развития дополнительного образования осуществляется только на слова и не издал ни в какие рамки документов.- Заинтересованы ли сами учителя в регулировании дальнейшего образования?

— Я думаю, что у учителей есть потребность в установлении требований к образовательным, финансовым, материально-технические и другие условия программы. Сегодня многие говорят о недофинансировании образования, но точная причина взаимосвязи необходимости и доступен, оказывается, нет.

Я хотел бы добавить, что очень важно, чтобы эксперт профессионального сообщества открыто обсудили возможности разрешения противоречия между свободой творчества, что создает риски для системы управления и повышения качества, с одной стороны, и зарегламентированность, чрезмерный контроль, ограничение творчества и инноваций, который, к сожалению, таит в себе какую-либо стандартизацию в нашей стране.

Как можно разрешить это противоречие?

Наверное, имело бы смысл обсуждать не разработка стандартов, а также определены рамки, в которых идея-фикс о результатах дополнительного образования, структуре программ, условиям их реализации. Однако, существует риск того, что в нашей системе образования эта структура будет использоваться не во благо, они будут использовать не только профессиональное сообщество как средство саморегуляции и ориентации в профессиональном развитии программы, но и надзорных структур, что запрещено выходить в ту или иную сторону.

Кроме того, важно, чтобы обсудить, как найти границы между содержанием общего и внешкольного образования, которая сегодня активно развивается в детская игровая площадка профессий, в том числе музеи, учебные задания и программы образовательного туризма. Одним из возможных решений этой проблемы является разработка рамок (рамок) дополнительного образования по данным направлениям. В этих понятиях важно записывать то, что мы считаем современным дополнительных образовательных программ, каковы основные результаты его должны предоставить.

Вероятно, формулировка этих результатов должно быть достаточно широким с точки зрения навыков и умений XXI века. В рамках направления важно учитывать структуру тематической теме, составить какую-то из категорий, что бы более четко представить весь спектр имеющихся программ.К сожалению, есть риск, что если мы создадим такое кодификатор, контролирующие органы будут использовать его в качестве ограничителя. Поэтому мы должны сделать кодификатору минимально подходит в качестве объекта контроля, что позволяет гибко обновление.

- Вы считаете важным для включения в программные документы некоторые дополнительные рекомендации и практики?

В разработке концепции мы, конечно, опираться на лучшие образцы, которые существуют в современном дополнительном образовании. Сегодня, педагогов дополнительного образования разработать программы без поддержки типовых или образцовых программ, как в целом, так и дошкольного образования. С одной стороны, открывает широкие возможности для творчества, но, к сожалению, не все готовы к такой работе, и не все хотят их делать. Многие хотели бы получить некоторые рекомендации. И "творчество" учителей очень низкая.

Но здесь, опять же, важно, чтобы избежать формализации. Формат "примеры программ" похожие на те, которые используются в общее и профессиональное образование, и, самое главное, как контролеры interpretiruya его применение, это будет слишком сложно. - Обеспечить высокие рекомендации, "ориентирующая" природа. Это работы по проектированию дополнительного образования, на наш взгляд, будут востребованы учителями.

- В сфере дополнительного образования регулируется в других странах? Есть образцы, подходящие для размножения и в России?

В сфере дополнительного образования, как правило, не регулируются в рамках государственных стандартов. Очень высока роль самоорганизации профессионального педагогического сообщества, есть инструменты саморегулирования.

Для нас оптимально было бы иметь аналогичные механизмы саморегуляции и заработала из нами. Для профессионального сообщества, объединились в Ассоциацию, чтобы разработать единые подходы к работе, проводятся конкурсы, обсуждаются лучшие практики и актуальные вопросы содержания образования, рассматривает образовательные программы.

В то время как мы должны стремиться к запуску аналогичных процессов в профессиональном сообществе. Эта работа может занять месяц или год, но, видимо, без этого не обойтись. Управление вертикальным путем (через Учебно-методическое объединение или академические структуры), кажется неоптимальным. Необходимо поощрять и учитывать развитие экспертных организаций и методических объединений, но не обязательно в Counter-деятельность профессиональных сообществ для выявления лучших практик, выработки "стандартов красоты". Установить такие стандарты должны также из-за принятия членами профессионального сообщества. Затем, дополнительного образования может развиваться наилучшим образом.



Категория: Интернет

Косарецкий: дополнительному образованию нужны не стандарты, а гибкие рамки


Написать комментарий

* Содержание комментария не должно содержать ненормативную лексику или отклонятся от норм морали и приличия. HTML-теги не поддерживаются. Комментарии, не имеющие отношения к содержанию новости, будут удаляться. Пользователи, злоупотребляющие терпением администрации, будут блокироваться.